Карская экспедиция 2010.

12 августа 1944 года произошли события, ставшие одними из самых трагических страниц военной истории в Арктике. Немецкой подводной лодкой был потоплен конвой БД-5 (Белое море – Диксон № 5) в Карском море. Погибло около 400 человек. Умерло большинство женщин. Утонули дети. В их биографии остались глаголы только прошедшего времени: играли, веселились, любили, жили… Души погибших взывают к нам, потомкам, стремящимся в будущее, дать им успокоение.В 2008 году принято решение о проведении всероссийской экспедиции памяти. В ходе проведения заключительного этапа «Карской экспедиции-2010» будет осуществлён мемориальный поход к месту гибели конвоя. На предварительном этапе разыскиваются участники конвоя или их родственники. Мы обязаны отдать долг памяти погибшим. Не проходите мимо, помогите продлить им жизнь! Когда жива память о них – живы и они.




АвторСообщение
администратор




Сообщение: 61
Зарегистрирован: 25.04.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.09 22:10. Заголовок: Бабанов Василий Александрович


14-01-2009 05:31:32

*
* Shulc
* Редактор
* Неактивен

* Откуда: г. Салехард
* Зарегистрирован: 07-06-2008
* Сообщений: 565

Тема: Бабанов Василий Александрович

Л.М. Щипко "Арктический фронт": док. повесть. – Москва, 1974. – 142 с.

стр. 92-112

OCR - SVF (участник нашего форума)

Капитан-лейтенант Бабанов

Однако вернемся в западный сектор Арктики. Гитлеровские подводные лодки с новым вооружением в августе уже находились вдоль всей трассы Северного морского пути в Карском море. Акустических торпед было у них не так уж и много: по две – четыре штуки на лодку. Торпед нового образца еще не хватало. Несмотря на это, они представляли грозную силу. Опасность для судов в Арктике значительно возросла. А советское командование еще ничего не знало.
Василия Александровича Бабанова в штабе Беломорской военной флотилии предупредили; быть готовым к выходу в море. Предупредили и о том, что на пути следования ожидается большое количество вражеских минных заграждений. Но куда предстоит идти, пока не сказали. Операция готовилась в глубокой тайне.
О маршруте Бабанов узнал только за несколько часов до начала похода. Его тральщику и еще двум однотипным кораблям предстояло охранять грузопассажирский транспорт «Марина Раскова» от устья Северной Двины до Диксона.

Конвой возглавил командир бригады траления главной базы Северного флота Александр Захарович Шмелев. И это назначение как бы еще раз свидетельствовало, что минная опасность на пути следования очень велика.
Теплым и ясным августовским днем конвой вышел в море. Новые тральщики, оснащенные всем необходимым для обнаружения и обезвреживания мин, уверенно прокладывали дорогу.
Бабанов – не новичок в море. Еще в 1937 году по призыву комсомола он пошел на флот с третьего курса института. Великую Отечественную войну он начал на севере в должности командира корабля, а затем отряда «малых охотников» и принимал активное участие в высадке десантов в тылу врага.
Худощавый, стройный капитан-лейтенант стоял на мостике корабля, когда с «Марины Расковой» раздался тревожный сигнал. Морской транспорт остановился, окутываясь клубами дыма и пара.
Бабанову доложили, что на пароходе авария с котлами и машинная команда приступила к их ремонту. Бабанов, мысленно выругал «этих гражданских» за их беспечность. Не было у них времени подготовиться как следует? Нашли место, где ломаться! Нужно было торопиться, так как синоптики предсказывали приближение шторма, и непредвиденная задержка в открытом море не сулила ничего хорошего.
На транспорте, видимо, приняли все возможные меры, и спустя восемь часов он смог двинуться дальше.
На борту парохода находилось триста пятьдесят четыре пассажира: зимовщики полярных станций и работники различных предприятий Главсевморпути со своими семьями. В трюмах находилось более шести тысяч тонн продуктов и различных технических грузов.
Время для рейса «Марины Расковой» было выбрано удачно. В море почти не было льдов, стояла ясная погода. До острова Белого, напротив устья Оби, шли всего четыре дня, а отсюда к Диксону – рукой подать.
Однако советский конвой поджидала гитлеровская лодка «U-365» под командованием Ведемаера. Она затаилась на небольшой глубине у острова, что само по себе уже необычно. На такой глубине лодку легко обнаружить и уничтожить. Но Ведемаер знал, на что шел. Он весь свой расчет построил на использовании новых торпед.
Бабанов хорошо видел в бинокль остров Белый, хотя находился от него дальше всех. Вдруг его внимание отвлек грохот со стороны «Марины Расковой». Вновь пароход окутался белыми клубами не то дыма, не то пара. И у Бабанова первой мелькает мысль: подводят котлы! И, чертыхаясь, на чем свет стоит, он приказывает повернуть тральщик к пароходу, который терпит бедствие.
С каждой минутой отчетливее и отчетливее видит Бабанов мечущихся по палубе людей. За борт спускаются шлюпки, плоты и катера. Но вот наметился порядок: первыми на спасательные средства спускаются женщины и дети.
Вокруг транспорта белым-бело, Это из трюма выбросило мешки с мукой. Здесь же на волнах болтаются обломки шлюпок, висевших с правого борта, где произошел взрыв, а сейчас зияет огромная рваная пробоина.
Флагман конвоя, тральщик «ТЩ-118», на котором находился Шмелев, обгоняя корабль Бабанова, устремился к пароходу. Но не успевает к нему подойти, как под кормой раздается взрыв. Вот тебе и котлы! Тральщик словно бы оседает, кренится. Корма еще возвышается над водой, когда раздается новый удар. Столб воды, поднятый этим взрывом, падает на волны, на которых уже нет и признаков корабля.
Бабанов пытается понять, что происходит. Взрываются мины? По звуку вроде бы и так. Но только что здесь благополучно прошли тральщики и ничего не обнаружили. Откуда же они появились? Или враг применяет какие-то новые мины неизвестной еще конструкции?
А с «ТЩ-114» передают по рации, что они, якобы, заметили на воде минные банки, чтобы Бабанов был особенно осторожен и не наскочил на одну из них, как это произошло с флагманом.
Командир «ТЩ-114» принимает решение стать на якорь, чтобы избежать столкновения с минами и вести спасательные работы со шлюпки и мотобота.
Решение вроде бы разумное, но какое-то внутреннее чувство, которое мы обычно называем интуицией, настораживает Бабанова. Следующие друг за другом взрывы кажутся ему необычными. Он и сам еще не знает, в чем дело, но принимает решение, диаметрально противоположное. Он приказывает вешками отметить в море участок, по которому все время водит корабль с опущенным тралом. Это дает ему возможность избежать минной опасности и еще какой-то, которой он до конца не понимает.
– Добровольцев на спасение терпящих бедствие!
– приказывает Бабанов
– Поищите командира конвоя, возможно, он на воде!
Через несколько минут от корабля отходит катер и шлюпка. Но прошло немного времени, а они уже возвращаются с мокрыми, дрожащими от холода и ранеными людьми. И еще рейс, и еще ... Постепенно на тральщике спасенными заполняются все салоны, каюты.
И вдруг моряки замечают вдали одинокий парус. Он медленно приближается. Что за судно? Откуда оно взялось? Подул ветерок, слегка повернулся парус, и под ним сверкнули стекла. Перископ подводной лодки!
«Ее только не хватало к минам, которых полно в море»,– подумал Бабанов. Но это был враг, с которым можно было вступить в бой, и он приказал:
– Приготовиться к атаке!
Подводную лодку заметили и со спасательного катера, который вылавливал в море людей, там на полную мощность включили мотор и помчались к тральщику «ТЩ-114», чтобы предупредить об опасности. На тральщике «ТЩ-114» женщины и дети с «Марины Расковой». Но катер не успел, его опередил взрыв торпеды.
Бабанов побледнел. В это время открылась дверь, и из внутренних помещений корабля донеслись стоны и крики раненых.
Воинский долг велел атаковать врага. Корабль на ходу. Все боевые средства в полной готовности! Но там, внизу ...
– Сколько спасли?
– Сто восемьдесят три – докладывают командиру.
Имеет ли он право ими рисковать? Их в два с половиной раза больше, чем людей в экипаже. Их спасли от смертельной опасности – и вновь поставить под угрозу? У Бабанова такое положение, что ему некуда девать пострадавших. Присутствие на корабле посторонних связывало его, а ему нужна была ясность и раскованность в своих решениях и действиях, тогда бы он мог вести бой смело, расчетливо и точно.
Иногда разумное отступление – тот же боевой выигрыш. А как расценит его решение командование? Подумает, что струсил?
Бабанову было не до себя. Он вдруг понял, что при создавшейся ситуации его первейший долг – спасти тех, кто надеется на него и верит ему. И Бабанов повел корабль из зоны боя, оставив в море даже шлюпку с матросами, Сутки-двое они продержатся, в крайнем случае, высадятся на острове Белом, А затем он вернется и заберет их.
В Хабарове тральщик задержали, Корабельный журнал был арестован. Произошло самое непредвиденное. Здесь, в порту, у командиров базы не укладывалось в сознании, что в море погибли пароход и два тральщика, а третий, целый и невредимый, пришел на базу. Уже в самом этом факте было нечто подозрительное и настораживающее. Напрасно Бабанов просил:
– Разрешите вернуться. Там мои матросы. Дадим лодке бой!
Ему не верили и отвечали:
– Спасением людей займутся и без вас.
Бабанову угрожал суровый суд военного трибунала.
Только после того, как в поселок пр

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.14 00:02. Заголовок: саша


а где продолжение

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  5 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет