Карская экспедиция 2010.

12 августа 1944 года произошли события, ставшие одними из самых трагических страниц военной истории в Арктике. Немецкой подводной лодкой был потоплен конвой БД-5 (Белое море – Диксон № 5) в Карском море. Погибло около 400 человек. Умерло большинство женщин. Утонули дети. В их биографии остались глаголы только прошедшего времени: играли, веселились, любили, жили… Души погибших взывают к нам, потомкам, стремящимся в будущее, дать им успокоение.В 2008 году принято решение о проведении всероссийской экспедиции памяти. В ходе проведения заключительного этапа «Карской экспедиции-2010» будет осуществлён мемориальный поход к месту гибели конвоя. На предварительном этапе разыскиваются участники конвоя или их родственники. Мы обязаны отдать долг памяти погибшим. Не проходите мимо, помогите продлить им жизнь! Когда жива память о них – живы и они.




АвторСообщение
администратор




Сообщение: 109
Зарегистрирован: 25.04.09
Откуда: Заводоуковск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.07.09 11:29. Заголовок: Черновик



После ухода АМ-116 с места трагедии в открытом море осталось около 120-140 человек.



По свидетельству одного из очевидцев события, именно в этот момент впервые прозвучали слова о подводной лодке противника. Может, поэтому АМ-116, бросив оставшихся пассажиров и команду парохода на шлюпках и плотах, подгребавших к нему, ушел полным ходом в Хабарово. На его борту находилось около 178 человек.

на четвертый день после гибели «Марины Расковой», на широте 72°55' и долготе 70° 10' в море капитан-лейтенанту Е. Евдокимову удалось об-наружить шлюпку с 18 человеками, в числе которых находился коман-дир «АМ-114». Спасенные были доставлены в губу Белушыо и оттуда вместе с ранеными в Архангельск. В то же время замеченным в море шлюпкам, с которых снять людей не удалось, было сброшено продо-вольствие и теплая одежда.




Этот конвой вышел из Архангельска 8 августа 1944 года. На грузовом пароходе «Марина Раскова» (водоизмещение 9083 т) находилось 354 пассажира и более 6000 т грузов для создаваемой Карской ВМБ, Нордвикстроя и полярных станций ГУСМП. В числе пассажиров было 116 военнослужащих БВФ и 236 вольнонаемных работников ГУСМП и Севспецстроя. Полярники ехали семьями: на борту находилось 16 женщин и 20 детей. Экипаж судна состоял из 51 человека, в военной команде судна значилось еще шестеро, включая военного помощника капитана и пять краснофлотцев (сигнальщики и прислуга зенитных орудий). Капитаном был опытный полярник В.А.Демидов.


Из 636 человек, находившихся на "Марине Расковой" и двух торпедированных тральщиках "Т-114" и "Т-118", погиб 381 человек. Среди них и Мария Ермиловна Павлова, штурманский ученик. Ее могилой стало море.

8 августа 1944 года, закончив погрузку 6600 тонн различных грузов и приняв на борт 354 пассажире, среди которых было 116 женщин и 24 ребенка,

Продолжаю обрабатывать выявленное в АО ЦВМА по теме конвоя БД-5.
На борту "Марины Расковой", а так же тральщиков находилось в целом 354 пассажира, из которых 116 были военнослужащими, а остальные 238 - гражданскими, или "вольнонаёмными", как в документе.
Всего было спасено 242 человека, в том числе 130 военнослужащих и 112 "волнонаёмных". Разумеется, что имеются в виду все спасённые - и бывшие пассажиры, и бывшие члены экипажей 3 погибших единиц конвоя.
Спасали: тральщик Т-116 - 186 человек (100 + 86 соответственно), лётчик 54-го авиационного полка Евдокимов 16.08.1944 - 18, лётчик того же полка Беликов 18.08.1944 - 11 (с берега Ямала), лётчик Управления Полярной авиации Козлов в тот же день - 25, лётчик Сокол - 2. Так изложено в одном из отчётов.



В порт Молотовск (ныне Северодвинск – Т.С.) пароход прибыл 5 августа и пришвартовался к причалу в 20-20. Погрузка муки (836 т) и горючего была закончена 7 августа в 24-00. Всего на п/х «Марина Раскова» было погружено 6503 тонны груза, в том числе продовольствия 4682 тонны; на борту судна находились 354 человека пассажиров (из них 116 военных) и 54 члена команды (эти данные были приведены 21 сентября 1944 г. в донесении наркому ММФ СССР).



Как следует из отчета Штаба морских операций ГУСМП о проведении навигации 1944 года в западном районе Арктики всего на борту п/х «Марина Раскова» находилось: пассажиров 302 человека, экипажа – 57 человек. Данные о количестве пассажиров расходятся с теми, которые были посланы Наркому ММФ ССР в первые дни трагедии. Определить дату, когда был составлен отчет, не удалось. Но на титульном листе имеется регистрационный штамп, где стоит дата поступления данного отчета в Первый отдел ГУСМП – это 31 августа 1945 г. Кроме того, на АМ-114 и АМ-118 было около 160 человек. Всего на всех погибших судах было 519 человек. Спасено 247 человек.


Капитан С.В.Сокол нашел спасшихся в море. При четырехбалльном волнении умудрялся подойти к кунгасу, и экипаж передал обессиленным людям бачок с водой. Авиаторы кричали, чтобы люди прыгали в воду и плыли к гидросамолету. Но те, и без мытарств по океану ослабленные в тюрьме, не решались броситься в бушующие волны.




В ночь на 23 августа полковник И.И.Козлов барражировал над кунгасом, посылая радиопеленг, чтобы подошло спасательное судно. Но корабля не было. Тогда коммунист, посоветовавшись с экипажем, принял решение садиться и снимать погибающих людей. Обессиленных пассажиров на руках затащили в гидросамолет. Живых на кунгасе оказалось лишь четырнадцать человек. И около тридцати трупов осталось лежать в утлом суденышке.



Краткая характеристика полученных данных:
1. Количество участников конвоя БД-5 (основной список) – 591 человек.
2. Количество погибших – 343 человек.
3. Количество спасённых – 234 человек.
4. Количество участников с невыясненной судьбой – 14 человек.
5. Количество данных на участников конвоя (дополнительный список) – 145.




В 17 часов 25 минут, сознавая обреченность людей на кунгасе и потеряв надежду на приход ТЩ, М.И.Козлов совершил посадку у кунгаса. Не взирая на тяжелые условия, посадка прошла благополучно и экипаж, закрепившись на коротком конце за кунгас, приступил к снятию людей. Как выяснилось, на кунгасе осталось в живых всего 14 человек, причем со времени начала барражирования до момента посадки самолета умерло 5 человек. В отчете Штаба морских операций сообщается, что из 84 пассажиров, находившихся на кунгасе в самом начале, 68 умерли от голода, жажды и отсутствия достаточного количества теплой одежды. О 20 пассажирах, погибших при посадке на самолет Сокола, не упоминается. В 18-50 посадка была закончена, но возможность взлета была исключена из-за состояния моря, поэтому самолет лег в дрейф и в 19-15 начал выруливать в пролив Малыгина, где взлет был возможен.



В этот же день самолет Новоземельской ВМБ снял со шлюпки 7 человек и доставил их в Хабарово. По данным начальника штаба Беломорской военной флотилии в 17-30 их самолет подобрал 18 человек(5 женщин и 13 мужчин), среди которых находился и командир АМ-114. Двадцать человек находились на берегу острова Белый. Им было сброшено продовольствие.



Всего за время поисков самолет Н-275 (пилот М.И.Козлов, штурман Леонов) за 4 полета налетал 69 часов, совершил 2 посадки в море и снял 39 человек. По данным Новоземельской ВМБ самолетами базы подобрано 28 человек (доставлены в Белушью Губу). Самолетами Карской ВМБ было осуществлено10 полетов и снято 2 человека. За все время поисков было спасено самолетами ГУСМП и ВВС ВВФ 69 человек. Сведений о спасении людей судами не поступало.



В точке 73°35'N, 67°25'E (северо-западнее острова Белый) М.И.Козлов 23 августа обнаружил кунгас с людьми и сообщил в базу. Ему ответили, что в район обнаружения вышел тральщик Т-906. Не дожидаясь прихода корабля, пилот посадил свой гидросамолет на штормовую поверхность моря и подрулил к кунгасу. С большим трудом подали швартовый линь – люди в кунгасе так обессилели, что не могли принять его. Механик самолета Каминский и штурман Леонов спустили клипер-бот – резиновую шлюпку, вмещающую четырех человек, и подошли к кунгасу. На дне его, по колено наполненного водой, лежали мертвые люди. Те же, в ком сохранялись еще признаки жизни, самостоятельно передвигаться не могли и просили пить. Среди них была и медсестра Галстухова. За семь рейсов авиаторы переправили с кунгаса на самолет 14 человек. Перегруженный ГСТ взлететь – из-за шторма! – не мог. Пилот на скольжении в течение 12 ч добирался до острова Белый. За это время один из спасенных скончался. В проливе Малыгина к гидросамолету подошел Т-906 и принял на борт 13 живых и одного умершего; всех доставили на остров Диксон. Через некоторое время спасенные рассказали, что первоначально на кунгасе их было человек шестьдесят. Умерших хоронили в море, пока у живых еще были силы. К моменту обнаружения подполковником М.И.Козловым кунгаса на нем было 14 живых и 20 мертвых.



На поиск людей 19 августа вылетели три самолета. В 13 ч 44 мин капитан Г.Я. Сокол в точке 73°N, 63°E обнаружил кунгас, в котором находилось 35 человек. В море был шторм. С воздуха он представлялся менее значительным, чем оказался на самом деле: когда Г.Я. Сокол посадил на воду свою летающую лодку и стал подруливать к кунгасу, то нос кунгаса поднимался на волне выше крыльев самолета. Попытка снять людей с помощью надувной лодки не увенчалась успехом – за один рейс доставили на «Каталину» двух человек, после чего резиновую лодку перевернуло, она за что-то зацепилась, ткань разорвалась и лодку унесло в море. Самолет взлетел, сбросил в кунгас продукты и воду, пилот сообщил об обнаружении кунгаса и вернулся на аэродром. Шторм бушевал трое суток.


К часу ночи на борт Т-116 было принято 150 пассажиров с «Марины Расковой» и 36 моряков с погибших тральщиков. Транспорт был еще на плаву, вблизи от него на трех вельботах, кунгасе и шлюпках оставалось примерно 120 человек, принять которых не представлялось возможным. Вести поиск подлодок в ситуации, когда на корабле более 180 пассажиров, было, безусловно, крайне рискованно.




Из спасательных средств на пароходе имелись:4 металлических шлюпки – каждая на 37 чел, 4 плота – каждый на 16 чел, 16 спасательных кругов, 70 спасательных нагрудников. Всего на 298 чел. Перед рейсом Арктическим пароходством было добавлено 100 спасательных кругов, 207 спасательных нагрудников и поставлено на крышки люка № 4 два кунгаса общей вместимостью на 105 чел. Всего на 412 человек [5] .

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  5 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет