Карская экспедиция 2010.

12 августа 1944 года произошли события, ставшие одними из самых трагических страниц военной истории в Арктике. Немецкой подводной лодкой был потоплен конвой БД-5 (Белое море – Диксон № 5) в Карском море. Погибло около 400 человек. Умерло большинство женщин. Утонули дети. В их биографии остались глаголы только прошедшего времени: играли, веселились, любили, жили… Души погибших взывают к нам, потомкам, стремящимся в будущее, дать им успокоение.В 2008 году принято решение о проведении всероссийской экспедиции памяти. В ходе проведения заключительного этапа «Карской экспедиции-2010» будет осуществлён мемориальный поход к месту гибели конвоя. На предварительном этапе разыскиваются участники конвоя или их родственники. Мы обязаны отдать долг памяти погибшим. Не проходите мимо, помогите продлить им жизнь! Когда жива память о них – живы и они.




АвторСообщение
администратор




Сообщение: 89
Зарегистрирован: 25.04.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.04.09 10:46. Заголовок: о.Диксон


Остров Диксон
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия (не проверялась)
Перейти к: навигация, поиск
Остров на карте
У этого термина существуют и другие значения, см. Диксон.
Координаты: [показать положение на интерактивной карте] 73°31′00″ с. ш. 80°20′00″ в. д. / 73.516667° с. ш. 80.333333° в. д. (G)

73.516667, 80.333333

«Эта гавань — лучшая на всем северном берегу Азии и со временем будет очень важна для сибирской торговли»
А.Норденшельд

Ди́ксон (Dickson) — скалистый остров в северо-восточной части Енисейского залива Карского моря, в 1,5 км от материка, на Северном Морском пути, всего в двух часах полета от Северного Полюса. Площадь около 25 км². Высота до 50 м. Сложен главным образом диабазами (горная порода, напоминающая мелкозернистый, слоящийся гранит).
Содержание
[убрать]

* 1 История названия
* 2 Строения
* 3 Личности
* 4 Великая Отечественная война
* 5 Побратимство
* 6 Климат
* 7 Ссылки

[править] История названия

Открыт, вероятно, в начале XVII века поморами во время плаваний вниз по Енисею до его устья и далее — до реки Пясина. Арктическим мореходам остров Диксон известен с XVIII века. Во время Великой Северной экспедиции в 1738 году ее участник штурман Ф. Минин назвал этот клочок суши «Большим Северо-Восточным». Позже русские промышленники именовали его «остров Долгий».

Однако эти названия были забыты. В XIX веке остров стал известен как «остров Кузькин». Что, по легенде якобы соответствует имени морехода-промышленника Кузьмы.

В 1875 году Адольф Эрик Норденшельд, на судне «Прёвен» («Proven») назвал глубоко врезающуюся в восточный берег бухту Гаванью Диксона, по имени шведского предпринимателя Оскара Диксона, финансировавшего его экспедицию. В 1878 Норденшельд распространил название Диксон на остров.

Лишь в 1894 году начальник Российской гидрографической экспедиции А. И. Вилькицкий официально присвоил острову нынешнее название, увековечив тем самым имя шведского купца Оскара Диксона.
Оскар Диксон (Oskar Dickson) (1823—1897)

[править] Строения

7 сентября 1915 на острове построена одна из первых арктических радиостанций, а с 1916 работает гидрометеорологическая станция, на базе которых в 1930-х годах построены первые на Северном морском пути арктический радиогидрометеорологический центр и геофизическая обсерватория.

На острове находится западная часть посёлка Диксон и аэропорт, а самый северный в России порт Диксон размещён в восточной части посёлка — на материке.

Были здесь и «объекты» ГУЛАГа…

[править] Личности

В разные годы Диксон посещали Адольф Норденшельд, Фритьоф Нансен, Руал Амундсен, Эдуард Толль, Семен Челюскин, Дмитрий Стерлигов, Никифор Бегичев, Иван Папанин, Андрей Вилькицкий, Борис Вилькицкий и другие известные в мире исследователи Арктики.

24 июня 1918 г., Амундсен и еще 8 человек на шхуне «Мод» отправились на восток по Северному Морскому пути, намереваясь пройти до Берингова пролива.

Главная особенность экспедиции — малое количество людей в экипаже. Амундсен сделал это специально, чтобы все были предельно заняты и, по-возможности, разнообразной работой. Это он считал лучшим средством от депрессии при неизбежных в таких экспедициях зимовках.

Через месяц после старта в районе залива Югорский шар на борт был взят еще один человек — русский радист Геннадий Олонкин. В сентябре экспедиция прошла мыс Челюскин и 13 сентября остановилась на зимовку у побережья Таймыра.

По-видимому, зимовка была не простая. Полярники никуда не уходили от судна целый год. Льды освободили «Мод» ровно через год — 12 сентября 1919 г.

С судна уходит самый молодой матрос Петер Тессем и с ним опытный Пауль Кнудсен.

Р. Амундсен в разное время по-разному объяснял причины их отправки на Диксон, находящийся в 800 км на юго-запад. В начале он говорил о необходимости доставки почты с результатами исследований в Норвегию. Это не очень убедительно, так как там эту почту никто не ждал. Позже он говорил о том, что Тессем жаловался на головные боли, бессонницу, слабость. Это уже более правдоподобно — похоже на депрессию.

Что касается расстояния, то для Арктики 800 километров вдоль берега — это реально. Тем более, что Кнудсен в 1915 г. ходил здесь по льдам от норвежского судна «Эклипс» к зимующим пароходам русской экспедиции Б. А. Вилькицкого. Да и склады продовольствия на пути были известны путешественникам. Посланцы пропали.

В 1920 г. шхуна «Мод» достигла Чукотки. Амундсен стал первым человеком, который обогнул весь земной шар, не опускаясь южнее северного полярного круга. В Анадыре через русскую радиостанцию Амундсен связался с Диксоном и с Норвегией и сообщил, что посланцы на Диксон не прибыли.

По просьбе Норвегии Россия организовала совместную сухопутную экспедицию под руководством Никифора Алексеевича Бегичева с его другом Николаем Николаевичем Урванцевым.

Экспедиция в начале своего пути двинулась на мыс Вильда. Там, под каменным гурием (вроде тура), в жестянке из-под консервов была найдена записка от 18 ноября 1919 г. Из записки следовало, что путники в хорошем состоянии, идут к Диксону, имеют продуктов на двадцать дней. Далее по пути вдоль берега на юго-запад 2 августа были обнаружены норвежские санки, на следующие сутки у мыса Стерлегова — нарта и, наконец, у мыса Приметного через две недели Бегичев наткнулся на первую страшную находку.

В большом кострище на берегу лежали обугленные человеческие кости, череп, вокруг в беспорядке были разбросаны гильзы от патронов, сломанный нож, много мелких вещей, по которым Бегичев установил, что здесь был сожжен труп одного из ушедших моряков со шхуны «Мод». На следующий год, на берегу реки Зеледеева, что в 80 км от Диксона, найдены различные предметы путников: теодолит, почта и др. Еще ближе к Диксону, у реки Убойной найдены две пары норвежских лыж и обрывки спального мешка. И уже в трех километрах от Диксона, совершенно случайно, Бегичев обнаружил в глубокой расщелине скелет человека, в полусгнившей одежде которого, в кармане лежали золотые часы с именем хозяина — П. Тессема.

Смерть застала норвежца на нижней части берегового отлога. Поднимись он на берег, пройди, проползи всего-то 8-10 метров, наверняка бы заметил либо постройки, либо огни русской станции, и это могло придать ему новые силы. Но сделать это ему было не суждено.

У мыса Приметного явно видны признаки борьбы и насильственной смерти одного из моряков. Возможно это развязка тяжелой ссоры между моряками, не столь уж редкой в подобных переходах.

[править] Великая Отечественная война

Начиная с 1943 года из года в год интерес ВМФ Германии неизменно к Северу увеличился. Об этом говорит рост подводного и надводного флота, не смотря не на тяжёлые поражения в Сталинградской и Курской битвах.

Целью было уничтожить союзные транспорты и конвой, дабы отрезать СССР от западных поставок.

Наше руководство Северным флотом к середине 1941 года надеялись, что Германский флот не сунется во льды Арктики так стремительно. Военное обеспечение маршрутов было более достаточно, нежели оснащенность военных баз на островах побережья. Поэтому Диксон был недостаточно оснащен артиллерией и серьезным морским прикрытием. Как вспоминал контр-адмирал Константин Иванович Степин, участник событий на Диксоне, не острове в первые дни войны даже царило благодушие, потому что уже прошли из Белого моря 3 каравана без проблем, да и была уверенность, что немцы дальше Новой Земли не сунуться. Доходило до того, что на острове не получали информацию о проходящих транспортах, так что их и не ожидали, и не встречали, и не охраняли.

Демонтировали 3 артбатареи и приготовил их к вывозу на Новую Землю. А в это время 16 августа 1942 года из Северной Норвегии, с военно-морской базы из Скоменфьорда вышел немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» для операции «Вундерланд» (командовал крейсером капитан первого ранга Вильгельм Меедсен-Болькен). Перед ним были поставлены задачи:

1. уничтожить транспорты и караваны союзников, встреченные на пути к Таймыру;
2. высадить десант на Диксон в количестве 180 автоматчиков, захватить остров, базу, гидрометцентр и радиостанцию, добыть климатические карты и карты прохода коммуникаций и форватеров;
3. уничтожить рыболовецкий флот и «закупорить» Карские ворота.

«Шеера» сопровождали 5 подлодок и эсминцы, которые искали транспорты и караваны. Однако плотный туман не принес желаемых результатов — противника не видно.

Уже 17 числа подлодки фашистов блокировали все подступы Карского моря. 18 августа чуть было не столкнулся «Шеер» с пароходом «Ф.Энгельс», что шел из Шотландии на Диксон. Но туман уберег обоих — разошлись мирно. Капитан раздражен, команда нервничала. 19 августа с немецкой подлодки пришло сообщение, что море чисто, но русских транспортов нет. Отправив на разведку гидросамолет «Ардо», капитан, наконец, радостно узнает, что ближе к Таймыру обнаружены 2 транспорта, которые «Шеер» тут же стремиться перехватить у пролива Вилькицкого. На «Шеер» сообщения приходят из Норвегии — ждите крупный русский караван у пролива Вилькицкого. Но «Шееру» не повезло — караванов много, но льды и туманы не дали встрече осуществиться.

К тому же, при очередной разведке, пропорол поплавок и затонул нидросамолет «Ардо». Крейсер остался без «глаз». Но 25 августа у острова Белуха с «Шеера» заметили пароход и приняли его одним из транспортов западного направления — это был «Сибиряков», который вез полярную экспедицию на Диксон. Приказав судну остановиться, Болькен потребовал сдачи. А с «Сибирякова» сообщили на Диксон об опасности присутствия крупных немецких военно-морских сил. Корабль не подчинялся и в ответ на обстрел главным немецким калибром ответил огнем (пушки с 45 и 76 мм снарядами, которые не были эффективны против крейсера). Механик «Сибирякова», посчитавший, что капитан Качарова убит, открыл кингстоны и потопил неуправляемый корабль (Качарова чудом выжил). Немцы стали вылавливать сибиряковцев, но из 128 мужчин и 3-х женщин извлекли из воды лишь 28 человек, кто не принял немецкую помощь — был расстрелян. Потопление «Сибирякова» не принесло ни информации, ни карт и «Адмирал Шеер» двинулся на штурм Диксона.

А на Диксоне готовились: срочно, 26 августа поступил приказ восстановить демонтированные арт. установки и приготовиться к бою. В наличии имелось: 45 мм зенитная батарея (командир батареи, лейтенант Кубышкин), 130 мм пушки были уже погружены на баржи (для Новой Земли) и доставить их на берег было трудно из-за погоды, а две 152 мм, которые находились на берегу притулили к скалам, направив на море, использовали как временную огневую позицию. Привели себя в боевую готовность сторожевой катер «СКР-19» и пароход «Революционер». На помощь пришел комиссар северного отряда Балтийского Флота Бабинцев, организовал и вооружил 2 отряда ополченцев (пулеметы, винтовки, ручные гранаты). Он же и руководил боем.

Начав вести огонь из всех орудий по побережью Диксона, Болькен хотел выявить огневые точки обороны и мощь наших калибров. Ему отвечали пушки сторожевого катера «СКР-19» и батарея Корнякова. По плану, взяв огонь на себя, «СКР-19» пошел на сближение с крейсером, готовый затопить себя в форватере, чтобы преградить путь врагу. «Шеер» получил приличный удар береговой батареи, так что начал маневр для отхода. На «СКР-19» начался пожар и начало везти пушки. «СКР-19», так же ведя обстрел, уходит к Самолетной бухте. Выпуская дымовую завесу «Шеер» получил еще один тяжелый снаряд и покинул зону огня!

На что прежде всего надеялся Болькен, так это на внезапность, но утратив инициативу, да и такая оборона — идущий на таран катер против крейсера — вывели фашистов из равновесия. А ведь у батареи Корнякова тяжелых снарядов было мало, в основном осколочно-фугасные. Обойдя Диксон с запада немецкий крейсер обстрелял порт, радиостанцию на Новом Диксоне, поджег угольный склад на острове Конус. Но и здесь его накрыла наша береговая батарея, на палубе начался пожар и «Адмирал Шеер» вынужден был отступить.

Был еще момент из-за которого «Шеер» вынужден был отступить. С острова состоялись переговоры с советским самолетом, находящимся на подлете к Диксону. Открытым текстом с острова запрашивали эскадру самолетов, а летчик ответил, что через 30 минут они прибудут. Самолетов не было, и летчик и остров блефовали. Но «Шеер» принял игру всерьез. Так или иначе, но оборона Диксона показала мощь и героизм, самоотверженность и решительность защитников. В результате надводные суда врага у Диксона не появлялись, а операция «Вундерланд-2» 1943 года также закончилась поражением.

Защитники Диксона потеряли 7 человек убитыми, их именами названы острова в Северном ледовитом океане. Более 30 раненых долечивались в Норильске.

В 1943 году немецко-фашистское командование предприняло очередную попытку заблокировать порт Диксон постановкой минных заграждений. 23-25 сентября 2 немецкие подводные лодки поставили на подходах к порту 48 донных мин с магнитными и акустическими взрывателями. Наблюдательные посты обнаружили одну из подводных лодок, после чего было проведено траление фарватеров. В течение первой половины октября удалось уничтожить минное заграждение противника и обеспечить безопасное движение транспортов и боевых кораблей.

Стойкость и мужество защитников Диксона позволило за время навигации 1943 года перевезти морским путём более 235 тысяч человек, 1185 автомашин, 136 тракторов, более 72 тонн продовольствия и фуража, около 99 тысяч тонн горючего, 34 тысячи тонн угля и т. д.

[править] Побратимство

Во второй половине 80-х годов жизнь советского Диксона изменилась. Именно в этот период зародилась идея «братания» с США, долгое время находившихся на положении вероятного противника СССР, движения по установлению дружеских связей между городами обеих стран, что должно было создать обстановку взаимного понимания и доверия.

У двух журналистов — Сергея Остроумова из Иркутска и Бориса Иванова из Красноярска — родилась идея: а почему бы не найти побратима советскому Диксону, о котором за рубежом, наверно, было известно? Заметим, что географических объектов с таким звучным названием, как Диксон, на картах мира достаточно. В Указателе к Морскому атласу, уникальному картографическому изданию, вышедшему после войны, их насчитывается свыше десяти. Помимо посёлка, острова, бухты, есть другие населённые пункты, а также острова, бухта и даже гора. Причём все зарубежные — в Западном полушарии.

Трудно судить, почему выбор пал именно на американский город Диксон, расположенный в штате Иллинойс. Но именно этот «американец» стал побратимом советского арктического посёлка.

Установление связей между американским Диксоном и советским прошло через несколько этапов, на первом из которых и с той, и с другой стороны возникали, и немалые, сомнения, и серьёзные возражения, не говоря уже о разных больших и малых бюрократических препонах, вставших на пути контактов. Шла оживлённая переписка, обращения в самые высокие инстанции. Сторонникам сближения удалось все преодолеть.

Со временем связи между обоими Диксонами стали затихать.

29 августа был назначен Днем побратимства.


Источник: Погода и климат

Лето на Диксоне быстротечное, дней двадцать, не более. Самая низкая температура была зафиксирована здесь в 1916 году — минус 52 градуса. Полная ночь на этой широте начинается 10 ноября. В первых числах февраля солнце вновь появляется на горизонте. Зато с 5 мая по 10 августа оно совсем не заходит, полярный день здесь длится более ста суток. Вокруг Диксона нет деревьев. Над робкой травой возвышаются цветы пушицы и ярко-желтые полярные маки.




http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%94%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%BE%D0%BD

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]





Сообщение: 1
Зарегистрирован: 19.11.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.10 03:28. Заголовок: Все равно грустно чи..


Все равно грустно читать, молодость прошла там, молодые ребята, после Арктического училища...зимовки и прочее.Маркони - Троценко Владимир выпуск ЛАУ 1957 года...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  5 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет